16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

Главная / Статьи / Судьба сельского священника
01.08.2017 07:26
  • 70
  • 1

Судьба сельского священника

Тукмачёв Фёдор Алексеевич. Май 1930 г. Фото из архива УФСБ РФ по УР. Д. № 4256.

Трагические события 1930-х гг. вошли в историю как время богоборчества, противостояния и стали первой волной репрессий, ударившей по сельским священникам. В их числе судьба Тукмачева Федора Алексеевича — священника Троицкой церкви с. Юкаменского

Доброта и отзывчивость отца Фёдора
Ф. А. Тукмачев родился 14 сентября 1870 г. в с. Спасо-Подчуршинском Слободского уезда, в семье священника. В 1890 г. он окончил Вятскую Духовную семинарию и начал службу дьяконом в с. Пышкет Глазовского уезда, затем священником в с. Ухтым, позднее рукоположен в сан иерея. По назначению Епархиального начальства отец Федор проходил должности учителя, законоучителя, заведующего школой в Пышкете, с. Ухтым, в д. Плосской. Вместе с ним по жизни шла его жена, Антонина Алексеевна, дочь Юкаменского священника Алексея Алексеевича Васнецова (1843-1913).
В 1905 г. отец Васнецов вышел за штат, и на вакантное место был переведен священник Тукмачев. Семья Тукмачева переехала в Юкаменское и поселилась в доме Васнецовых. Отец Федор принял безвозмездное заведывание Унинской Миссионерской школой и должность законоучителя в ней. А позднее преподавал Закон Божий в Юкаменской и Пажминской, в Сымиурской (Подрешурской), Одинцовской и Эшмаковской церковноприходских школах.
В то время в селе Юкаменское было всего 10 домов, в которых проживало священство со своими семьями общей численностью 60 человек и временно проживающие, которые своих домов в селе не имели. Штат Троицкой церкви состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Отец Федор окормлял более 3-х тысяч прихожан, из которых русские и бесермяне составляли небольшую часть. Большинство верующих составляли вотяки, и отцу Федору пришлось выучить удмуртский язык.
За время службы в духовном ведомстве отмечалось отличное поведение священника Федора Тукмачева. Он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, а затем посвящен в почетный сан протоиерея. Местные жители отмечали доброту и отзывчивость отца Федора и скромность членов его семьи.
По воспоминаниям местных старожилов, Тукмачевы «имели прекрасный сад, который со стороны реки был защищен сосновой посадкой и липовыми аллеями. В центре сада был небольшой домик, в котором стояло пианино. Под горой имелся пруд-садок. В нем водилось много рыбы».
Лишенцы
В феврале 1918 г. в Юкаменской волости было объявлено об установлении Советской власти. Служители религиозного культа и члены их семей были лишены избирательных прав и стали называться «лишенцами». В конце февраля доходы юкаменского духовенства были обложены налогом, а летом у них отобрали церковную сенокосную землю.
Несмотря на изменившиеся внешние обстоятельства, священник Тукмачев по-прежнему оставался духовным пастырем. Отец Федор исполнял свой долг и во время Гражданской войны, и в страшные периоды разрухи, голода и эпидемий, когда население особенно нуждалось в поддержке.
В 1929 г. протоиерей Ф.А. Тукмачев был осужден на один год лишения свободы. За время заключения отца Федора, в Юкаменском произошли события, последствия которых трагически отразились в его дальнейшей судьбе. Как следует из материалов Юкаменского волостного исполкома, семью священника выселили из дома, имущество подлежало продаже и было сложено под лабазом.
Наступивший 1930 г. начался в районе с антирелигиозной Рождественской кампании, целью которой было устранение влияния духовенства на население. 6 января на районном съезде безбожников единогласно проголосовали «за отобрание церкви с. Юкаменского» у верующих. Президиум ВЦИК утвердил решение Ёрос исполкома о закрытии Троицкой церкви. 2 февраля 1930 г. было получено решение «об изъятии церкви с. Юкаменск и расторжение договора с общиной верующих».
Затем началась ликвидация кулачества как класса. К непомерно большим налогам добавился план обязательных лесозаготовок. Для каждого трудоспособного – 50 кубометров, а для населения, отнесенного к кулацкой части и лишенцев, – 100.
К 18 февраля задолженность духовенства по налогам увеличилась настолько, что на заседании Юкаменского Ёрос исполкома было принято решение «за неуплату налогов изъять дома и постройки у дьякона Лекомцева Андрея Корниловича, священников Кострова Алексея Николаевича и Ясницкого Алексея Алексеевича в пользу государства и выселить их семьи в течении 48 часов». Вслед за священнослужителями последовало выселение кулаков из деревень.
Ломка уклада жизни
26 марта 1930 г. св. Тукмачев, отбыв наказание, приехал в д. Чупино по месту жительства своей жены. К этому времени грубый произвол местной власти, ломка традиционного жизненного уклада сельских жителей, запрет на религиозные потребности, непомерно высокие налоги – привели к недовольству населения, вызывая протест и нарастание напряженности.
Разрядка наступила 29 марта в день ежегодных общих поминок. Лишенные возможности традиционным образом почтить память близких, около 600 человек ворвались в церковь, оборудованную под клуб. Под крики «Ура!» разъяренные женщины «смяли и избили постового милиционера, вступившегося за него бригадира, а также библиотекаря и секретаря райкома комсомола».
Последовали аресты. По воспоминаниям очевидцев, для усмирения бунта была организована дружина из коммунистов, комсомольцев и руководящих работников района. «В течение четырех часов на базарной площади собравшимся настойчиво разъясняли задачи партии по коллективизации и разоблачали гнусную роль организаторов мятежа, несмотря на угрозы, оскорбления и даже удары камнями».
В тот же день 29 марта была получена директива обкома ВКП(б) о «немедленном открытии в двухдневный срок всех церквей повсеместно». Незамедлительно для расследования произошедшего был выслан сотрудник ГПУ, размещен следственный участок в бывшем доме дьякона Яшина И.П. и оборудовано арестное помещение. Местная власть спустя неделю объявила о начале очередной антирелигиозной Пасхальной компании.
Верующие, встав на защиту православного храма, продолжали требовать открытие церкви, и беспорядки повторились на Пасху. 20 мая женщины, ворвавшись в клуб с требованием открыть церковь, «начали выбрасывать скамейки и срывать со стен богохульные коммунистические плакаты».
арест Тукмачёва
23 мая последовал арест священника Тукмачева. Его признали руководителем и организатором народного восстания. В обвинительном заключении массовые выступления в с. Юкаменское были расценены как «репетиция (29 марта) с целью организации восстания и свержение (20 мая) Советской власти».
Решением особой тройки при ОГПУ Нижкрая от 17 августа 1930 г. Тукмачев Федор Алексеевич был приговорен к расстрелу. В отношении священника Тукмачева уголовное дело не возбуждалось, обвинение не предъявлялось, «данных о приведении приговора в исполнение и о месте захоронения в деле нет».
Вместе с Тукмачевым Ф.А. приговорили к расстрелу «кулака» Василия Алексеевича Болтачева. Дьякон Лекомцев А.К. получил 10 лет лагеря. Просвирня Трушкова Анна Ивановна была выслана в Северный край на 3 года. Церковный староста Малых Михаил Иванович по делу не привлекался. Остальные обвиняемые получили срок от 5 до 10 лет лагеря или высылке на 3 года в Северный край. «Тройка» ОГПУ действовала, как всегда, стремительно и жестоко.
Дело священника Тукмачева и дьякона Лекомцева было пересмотрено прокурором Удмуртской республики и 26 апреля 1989 г. вынесено заключение о их реабилитации. На момент реабилитации данные о родственниках не установлены.
Из сорока лет службы двадцать пять лет протоиерей Федор Алексеевич Тукмачев прослужил в Юкаменском и до конца дней «руководился чисто религиозными положениями и основанием в эту деятельность полагал один основной принцип – невмешательства гражданских и политических дел».
В настоящее время в с. Юкаменское вновь отстроен храм, освященный во имя Святой Троицы. В сохранившемся доме Васнецовых открыт краеведческий музей, один из залов которого посвящен трагической судьбе скромного сельского православного священника.
татьяна мельм.
краевед, г. глазов.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Комментарии (1):

Мельм Т. (tmelm), 24.12.2017 20:31 #

В экспонате музея Юкаменска требуется уточнить даты жизни священника ФедораТукмачева. 17 августа Тукмачеву был вынесен приговор, а несколько дней спустя он собственноручно подписал один из протоколов. Из чего следует, дату смерти писать "позднее 17 августа 1930 г." 

На момент реабилитации комиссия не смогла установить родственников священника Тукмачева. Об этом говорится в статье и сегодня продолжаются их поиски. Работники музея, если вы располагаете такой информацией, пожалуйста сообщите.    Татьяна Мельм. г. Глазов. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх