16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

Главная / Статьи / Главное в профессии учителя – это нравственный стержень
17.10.2017 07:54
  • 48

Категории:

В печати не опубликовано!

Главное в профессии учителя – это нравственный стержень

Профессии, связанные так или иначе с детьми, или детским возрастом, самые благородные. Но особые слова благодарности всегда звучат в адрес учителей. Этот материал готовился к Дню учителя, но выходит в газете с небольшим опозданием. Большая часть учителей Юкаменского района обучались своей профессии в Глазовском государственном педагогическом институте им Короленко(ГГПИ). Его ректор Янина Александровна Чиговская-Назарова согласилась дать интервью нашей газете.

Профессии, связанные так или иначе с детьми, или детским возрастом, самые благородные. Но особые слова благодарности всегда звучат в адрес учителей. Этот материал готовился к Дню учителя, но выходит в газете с небольшим опозданием. Большая часть учителей Юкаменского района обучались своей профессии в Глазовском государственном педагогическом институте им Короленко(ГГПИ). Его ректор Янина Александровна Чиговская-Назарова согласилась дать интервью нашей газете.

- Янина Александровна, кто-то называет учителя преподавателем, кто-то педагогом. На Ваш взгляд, как правильно? — Как филолог отмечу, что разница в понятиях «учитель», «преподаватель» и «педагог», безусловно есть. Так, в самом популярном в современной школе толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой об учителе сказано достаточно широко: «лицо, которое обучает чему-нибудь». Наставник в восточных единоборствах — тоже учитель. Но все же прописка у этого слова – в школьных коридорах. Чуть уже понятие «педагог» — это специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. Термин «преподаватель» уже получает профессиональную окраску – это «специалист — работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой-нибудь предмет». Но, несмотря на разницу в звучании и значении, в разговорной речи очень часто все эти слова употребляются как синонимы, равные друг другу. И дело тут не только в тонком различии, а в общей глубокой связи между словами. За каждым из них в нашем сознании стоят личности конкретных людей, которые, начиная с детского сада, открывали новые горизонты, учили справляться с трудностями, приобщали к ценностям. И для меня лично сейчас нет разницы между тем, как назвать своего любимого учителя Антонину Павловну Спасову: педагогом, преподавателем или воспитателем. На всю жизнь она останется Человеком, который сумел влюбить в русский язык настолько, что его изучение стало огромной частью моей жизни, дало профессию и возможность уже для своих учеников-студентов стать учителем — наставником (вот вам, кстати, еще один синоним).

- Многие дети, особенно девочки, в дошкольном и младшем школьном возрасте хотят стать воспитателями или учителями, со временем это желание остается у единиц. Как Вы думаете, почему?
- Думаю, с возрастом приходит осознание сложности профессии. А во-вторых, ориентация в мире специальностей становится шире. В детстве ребенок соотносит свое будущее с теми людьми, кого видит рядом: учитель, врач, водитель, продавец. Потом к этому ряду добавляются «романтические» полярник, стюардесса, космонавт, художник, пожарный… К старшим классам детские ореолы исчезают, на первое место выходит жизненная реальность, которая обнажает всю подноготную учительства: это и невысокая зарплата, и огромные эмоциональные нагрузки, необходимость работать, несмотря на свое настроение, быть интересным ученику, многое знать, уметь донести до ребенка, в любую минуту быть готовым простить. А еще ученики не знают, сколько бумаг приходится заполнять современному учителю! Так или иначе, к моменту окончания школы у многих ребят накапливается усталость и от родных пенатов, и от конкретных педагогов, и многие даже вспоминать не хотят о детской мечте.
Однако всегда, в каждой школе страны есть выпускники, которые поступают в педагогические вузы или колледжи, чтобы через несколько лет войти в класс с журналом и сказать своим ученикам: «Здравствуйте, добро пожаловать в мир знаний».

- Что должен увидеть в себе выпускник школы, чтобы понять, что профессия учителя — это его призвание?
- Я полностью поддерживаю слова министра образования О.Ю. Васильевой о том, что самое главное в профессии учителя – это нравственный стержень. Небезразличие к понятиям: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших. Профессия учителя – это особенная миссия, служение великому делу просвещения, главная благодарность за которую – успехи учеников.

-Какими качествами должен обладать настоящий учитель? С этими качествами рождаются, им учат в учебных заведениях, или они приходят с опытом работы в школе?
- О главном стержне мы уже поговорили. Историк В.О. Ключевской писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Это основа, без которой в школу идти бессмысленно. С опытом придет мастерство, в институте научат педагогическим технологиям, а вот желание отдать себя целиком и полностью детям – оно или есть, или его нет.
Мы рады, что каждый год в ГГПИ приходят первокурсники, которые воплощают свою детскую мечту – получить профессию будущего. И этот выбор ребята делают абсолютно мотивированно, потому что хотят растить поколение, которое приходит «первый раз в первый класс», а потом выпускается из школы гражданами нашей великой страны.
- На Ваш взгляд, можно ли сказать, что работа в сельской школе отличается от работы в городской (не считая, конечно, количество учеников в классе)?
- Система российского образования стремится к стандартизации: есть определенные требования Министерства образования и науки, которые должны выполняться как в московской школе, так и в малокомплектной сельской. Система единого государственного экзамена еще больше стирает социальные различия, открывает выпускникам двери в те университеты, куда раньше поступить ребенку из глубинки было очень сложно.
Но все же возможности учителя городской и деревенской школы разные, в первую очередь, благодаря той среде, в которой школа находится. Отличительной особенностью школы села является ее тесная связь с социумом. Сельскому учителю проще установить контакт с семьей ребенка, обеспечивать контроль, воспитать трудолюбие, познакомить с местными традициями, использовать возможности окружающей природы, ресурсы сельскохозяйственных предприятий. К сожалению, сельские школы зачастую лишены современных технических средств обучения. Но все это дает и положительные результаты – сохраняет ценность слова учителя и его личности как просветителя, одного из самых уважаемых жителей села.

- Можно ли сказать, что выпускники сельских школ менее подготовлены, чем выпускники городских школ? Или разницы в уровне знаний нет?
- В целом выпускники сельских школ ничем не отличаются от городских. Да, у них, как может показаться, меньше возможностей для развития, но они также участвуют в олимпиадах, конкурсах и занимают первые места, выступают на конференциях, заканчивают школу с медалью. Если и есть отличие, то, может быть, скромность, застенчивость в поведении, в отличие от городских школьников. Но, погружаясь в вузовскую среду, вступая в диалог с другими студентами, преподавателями, приобретают уверенность и свободу в действиях.
В Глазовском пединституте обучается почти 90 % студентов из сельской местности, они добывают вузу добрую славу своим умом, прилежанием, ответственным отношением к учебе. Побеждают в профильных олимпиадах и конференциях, представляют вуз на форумах и проектных площадках, фестивалях и спортивных соревнованиях. И еще одна особенность есть у студентов из сельской местности: закончив вуз, они стремятся вернуться в родное село, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Как говорят: «Где родился, там и пригодился».

- Ваше личное мнение о ЕГЭ. Оно резко отрицательно или в нем есть только плюсы?
- Как и у любого нововведения, у ЕГЭ, несомненно, есть свои преимущества и недостатки. Для выпускников основным преимуществом ЕГЭ является возможность поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места проживания, без вступительных испытаний ( за исключением некоторых профилей).
Но мой личный опыт подготовки школьников к ЕГЭ позволяет также судить о некоторых недостатках данной формы проверки знаний. Например, в выборе одного варианта из нескольких присутствует доля вероятности случайного «попадания в точку». ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности детей. Главным минусом, на мой взгляд, является то, что тесты исключают развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа. Меня радует, что тенденцией становится усиление устной части тестов ЕГЭ, но, боюсь, что и они не всегда способны раскрыть все грани ребёнка, который делает первые шаги во взрослую жизнь и планирует своё поступление в вуз.

- Почти все учителя нашего района заканчивали Глазовский пединститут. Есть среди них наиболее запомнившиеся Вам?
- Традиционно школьники северных районов Удмуртии выбирают Глазовский пединститут для своего профессионального становления. Среди них немало уроженцев Юкаменского района — представителей учительской профессии, удостоенных государственных наград, почетных званий и нагрудных знаков, добившихся определенных успехов в педагогической деятельности.
В 2013 году имена многих из них вошли в библиографический справочник «Быть Учителем — высшее назначение» (сост. Г.А. Поздеев), в котором приведены биографические сведения более чем о 900 выпускниках ГГПИ. Страницы вашей газеты не вместят всех фамилий талантливых выпускников, с этой информацией можно познакомиться на сайте института. Из молодого поколения учителей, выпускников ГГПИ, уроженцев Юкаменского района могу отметить Дементьеву Анастасию, выпускницу факультета информатики, физики и математики, которая принимала участие в фестивале студенческого творчества «Весна ГГПИ», входила в состав танцевального коллектива факультета. Активно работала в органах студенческого самоуправления. И Бузикову Дину, участницу и победительницу всероссийских олимпиад (насколько я помню, по социальной педагогике), стипендиата Правительства РФ за достижения в учебной и научно-исследовательской деятельности. Можно сказать, что мы не только не забываем наших выпускников, но и продолжаем с особым интересом следить за их судьбой, составлять нашу ГГПИшную карту страны.

- Янина Александровна, интервью с Вами в нашей газете выйдет уже после профессионального праздника учителей. Но всё же какие поздравления с прошедшим праздником Вы бы могли передать педагогам Юкаменского района?
- Уважаемые коллеги! По зову сердца мы с вами выбрали ответственную и интересную профессию – профессию учителя, которая стала стилем нашей жизни. Сегодня невозможно представить систему образования без выстраивания вертикали школа-вуз. Хочу поблагодарить вас за высокий профессионализм в образовании и воспитании подрастающего поколения, за бесконечное терпение и упорство в достижении поставленных целей по повышению авторитета и эффективности работы школ Юкаменского района!
Вот таким получилось интервью с ректором Глазовского государственного педагогического института, ставшего родным многим учителям нашего района. Согласитесь, приятно, что человек такого уровня, как Янина Александровна, не пренебрёг просьбой нашей газеты и ответил на вопросы. С профессиональной точки зрения этот материал будет особенно интересен преподавателям.
елена иванова.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх