16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

Главная / Статьи / Загадка «казённого селения»
15.12.2017 09:41
  • 47

Категории:

Загадка «казённого селения»

История зарождения села Юкаменского подробно описана в книге «Край мой юкаменский». Однако до последнего времени оставалось неясным первоначально намеченное, но впоследствии изменённое место строительства церкви. В книге «Православные храмы Удмуртии» написано, что по Указу Св. Синода от 24 октября 1776 года разрешено построить её в казённом селении при речке Шолшур. Но что это за селение?

История зарождения села Юкаменского подробно описана в книге «Край мой юкаменский». Однако до последнего времени оставалось неясным первоначально намеченное, но впоследствии изменённое место строительства церкви. В книге «Православные храмы Удмуртии» написано, что по Указу Св. Синода от 24 октября 1776 года разрешено построить её в казённом селении при речке Шолшур. Но что это за селение?

Из исторического архива (г. Санкт-Петербург), взяв с меня 750 рублей, а потом ещё столько же, ответили, что такой документ у них не значится, сообщив данные более позднего периода, которыми мы уже располагали.

Но вот сравнительно недавно член нашего общества историков-архивистов Константин Одинцов обнаружил в интернете фонды из архива кировского краеведа Шабалина. В одном из них содержится список дворов, вхожих в «назначенное для построения во имя богоявления (далее неразборчиво) Иоанна Златоуста церкви – место нареченное Талицей…». В этом списке 25 населённых пунктов, деревень и починков, выделенных из прихода Уканской церкви с проживающими в них 1699 душами мужского и женского пола.

А Талица – это первоначальное название деревни Мальгины. Выходит, церковь хотели построить, как мы называем сейчас, на мальгиновской горе. Но это место священнослужители забраковали. Переписка затянулась на 15 лет. В их последнем прошении, направленном в Вятку, говорилось, что оно «жительству неспособно: речка малая, да и та вымерзает, а ключей на горе и под горой поблизости не имеется, и колодцы по причине безводной земли, равно и могилы по причине каменистой горы, копать неможно…»

Конечно, исходя из сегодняшней реальности, сложно дать однозначное объяснение. Речка, написано, малая. У Мальгинов её нет. Шолшур можно расшифровать так: шур — это река, шол — так себе. Словом, речка так себе. Она могла и замерзать, а за прошедшие столетия и вовсе высохнуть по мере вырубки леса. Потому местность не подходила для организации религиозного служения. И опять же – ключ … Неужели под горой его могло не быть, если он журчит сейчас?

Теперь. Что означает Талица? Есть значение – город. Отпадает. Казённое селение. Государственное. Не помещичье владение. Подходит. Так обычно называли места с незамерзающими речками и родниками. Но в прошении говорится о речке замерзающей и об отсутствии ключа. А может быть, от растения тальник, ива?И, пожалуй, главный вопрос — почему в Указе не названо селение? Словом, вопросы есть, и едва ли, по прошествии трёх веков мы найдём точные ответы.

Итак, Талица. К приходу намеченной церкви приписывались несколько деревень и починков, входящих в состав нынешних районов: Ярского (починков: два Дизьминских, Зянкинский, Кушманский), Красногорского (починок Кеновайский, деревня Дёбинская) и Глазовского (починок Ключевской). Почему их сюда приписывали, как люди могли добираться? Об этом ничего не говорится. Скорее всего, пешком. Ведь ходили же верующие из деревни Юберевской (из Куркана) в Укан.

Остальные из 25 деревень и починков — наши. Это: Абашевская, Ляминская, Пыскорская, Кочьковская, Пажминская, Огиярская, Новопышкитский, Байдалинский, Эшмаковский, Юберевский, Юберевская, Джувамская, Дасось, Тутаевская, Поркарский, Палагаевская, Починошная, Сылшурский.

Названия даны по старинному написанию, как в списке. Для нас они понятны. Разве что некоторые из них следует уточнить. Деревни Ляминская (так называли Беляново), Огиярская (Турчино), Пыскорская (Новоелово). Что касается нынешнего Куркана, это деревня Юберевская. Но надо полагать, что существовал ещё починок Юберевский.

Узнав кое-что о «казённом селении» Талица, мы перелистнули ещё одну доселе неизвестную страницу нашего края, его центра – села Юкаменского.

николай бушмелев.

председатель районного общества историков-архивистов.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх