16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

Главная / Статьи / Верхунинская школа: вчера и сегодня
19.10.2018 07:13
  • 29

Категории:

Верхунинская школа: вчера и сегодня

История Верх-Унинской школы уходит корнями в 1878 год, когда здесь появилась церковно-приходская школа. Затем здесь появилась начальная школа, которая впоследствии была преобразована в среднюю общеобразовательную. Сегодня из-за небольшое количества учащихся школа носит название основной общеобразовательной. Руководит школой долгие годы Анастасия Федоровна Злобина.

История Верх-Унинской школы уходит корнями в 1878 год, когда здесь появилась церковно-приходская школа. Затем здесь появилась начальная школа, которая впоследствии была преобразована в среднюю общеобразовательную. Сегодня из-за небольшое количества учащихся школа носит название основной общеобразовательной. Руководит школой долгие годы Анастасия Федоровна Злобина.

- Свою историю, связанную со школой, я отсчитываю с 1975 года, когда впервые приехала сюда на работу после окончания Ярского педучилища. В то время школа состояла из многочисленных деревянных корпусов. Детям и учителям приходилось перебегать на уроки от одного здания в другое, — вспоминает А. Злобина.

Территория всего школьного городка была усыпана небольшими деревянными постройками. Моя бабушка Екатерина Павловна Данилова долгие годы проработала в школе уборщицей. До сих пор она вспоминает, как тяжело было мыть полы в школе.

- Полы были деревянные, некрашеные. А улица утопала в глине. Из-за того, что детям, а их было в те годы очень много, постоянно приходилось перебегать из корпуса в корпус, в кабинетах ,коридорах была такая грязь, что, прежде, чем вымыть полы, приходилось соскребать ее лопатой, — часто рассказывает бабушка.

Детей в 70-80-е годы, действительно, было очень много. Классы были переполнены, имели по две параллели, именуемые «А» и «Б» классами. Обучались здесь дети не только из Верх-Уней. Посещали занятия ребята из бывших деревень Воронино, Усть-Лекма, Останапиево, Тарасенки Красногорского района, а также существующих и ныне — Доронино, Лялино, Шафеево, Антропихи. Дети из отдаленных деревень жили в интернате, который был расположен в одном из деревянных корпусов школьного городка.

- В те годы никто не отлынивал от работы, были активными, все делали с азартом, удовольствием. На месте сегодняшнего памятника, в здании бывшей церкви, был расположен корпус со спортзалом. Там проводились школьные линейки. Линейка всегда начиналась с походной песни под баян учителя школы Петра Константиновича Головизнина. Он был самоучкой, но играл так, что дыхание захватывало. Дети очень любили Петра Константиновича, как любили его и учителя. Когда я пришла работать в школу, здесь уже работали учителя-стажисты: супруги Перминовы, Головизнины, Галина Борисовна Трефилова, Валентина Михайловна Злобина, Зот Самойлович Феофилактов и Азат Латфуллович Салеев. Коллектив был очень работоспособный. В сегодняшней жизненной суматохе мне часто не хватает той легкости, того азарта, с каким работали эти учителя, — говорит А.Ф.Злобина.

В 1984 году было построено новое кирпичное здание Верхунинской школы. Жизнь текла своим чередом. Классы по-прежнему были полными, дети и учителя работоспособными. Помимо учебной, все активно занимались общественной деятельностью, много выполняли физической работы на благо школы.

- Большинство родителей наших учащихся работали в колхозе, да и дома было много работы, поэтому все дети не понаслышке знали, что такое физический труд. Активно работали и на пришкольных участках, ездили убирать картошку на колхозные поля, работали на фермах. Школа полностью обеспечивала себя растительной и животной продукцией. Были при школе животноводческие отряды, которые трудились на пришкольных фермах. Мы выращивали на мясо свиней и телят. Сами заготавливали сено, откармливали живность за счет отходов из столовой. Полученную продукцию реализовывали среди населения, учителей, использовали на питание школьников. Полученные от продажи мяса средства расходовались на нужды школы, проведение мероприятий. В 80-е годы два наших выпуска в полном составе оставались работать в совхозе. К сожалению, сейчас по новым законам, детей нельзя заставить даже с доски стереть. И это очень плохо. Не зная физического труда, каким вырастет поколение, какими они будут хозяевами? — сокрушается директор.

Хотя в школе все же стараются приучать детей к труду и сегодня. При школе есть участок, на котором выращивают овощи.

- На участке мы выращиваем все овощи и ягоды, необходимые для приготовления пищи в столовой. За счет этого обеды у нас недорогие, а меню всегда разнообразное. Дети с удовольствием трудятся на участках во время летних отработок. Благодаря собственному урожаю ягод на столах в столовой всегда есть варенье, которое находится в свободном доступе, то есть дети его могут есть сколько хотят и когда хотят. Я рада, что нам удалось частично сохранить те традиции, которые были в школе раньше: выращивание овощей и ягод на пришкольном участке, — рассказывает Анастасия Федоровна.

Было время, кстати, тоже в 80-е годы, когда здесь выращивали и грибы, а именно шампиньоны.

- Инициатива по выращиванию шампиньонов принадлежала учителю биологии Ольге Семеновне Владыкиной. Вместе с лаборантом Владимиром Зотовичем Феофилактовым они обустроили подвальное помещение: к бетонным плитам подсоединили электричество, в мешки набивали солому, в которые затем сеяли семена. Шампиньоны хорошо прижились, был отличный урожай, который мы реализовывали среди населения. Но вскоре из-за большого перерасхода электроэнергии, ведь освещать и обогревать грибы нужно было круглыми сутками, это занятие пришлось прекратить, — вспоминает Анастасия Федоровна.

В 2004 году здесь был проведен первый крупный ремонт – сменили кровлю здания. Детский сад несколько лет назад присоединен к школе, и теперь это просто дошкольная группа. В школе на сегодняшний день обучается всего 22 ученика, обучают их 12 учителей. Нет детей уже в Лялино и Доронино. Одна ученица осталась в Антропихе. Мало учащихся и в Верх-Унях. Большая часть детей — это шафеевцы. Их ежедневно возят на школьном автобусе.

- Детей в школе у нас мало, в классах сидят от двух до пяти человек, нагрузка на них большая. Просто так отсидеться, отмолчаться, как это бывает в больших школах и классах, у них не получается. За урок учитель спросит каждого, и так на каждом уроке. Детям приходится досконально готовиться к каждому занятию, активно работать в течение всего урока, — говорит директор.

Немало внимания в образовательном процессе школы уделяется участию в различных конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся стараются принимать участие в интеллектуальных играх, педагоги — в конкурсе педмастерства «Учитель года». Верх-Унинская школа стала «первооткрывателем» в области грантовых проектов. Именно они первыми в районе, разработав свои проекты, получили грант на миллион рублей.

Большое внимание проектированию, исследовательской деятельности уделяет завуч школы и учитель истории Владимир Леонидович Захаров. Работает он в образовании с 1999 года. Начинал свою педагогическую деятельность в Пышкетской школе, затем учительствовал в Новоелово, Починках. Был опыт работы и в военкомате, роно.

- Все же дети мне ближе, с ними интереснее, поэтому и вернулся в школу. Сейчас с ребятами мы активно занимаемся исследовательской работой. Изучаем истории их семей, узнаем об участниках войны, тружениках тыла. Я вижу, что детям это нравится, нравится узнавать о своих предках, своих соседях, родственниках. Некоторые работы мы уже отправляли на различные районные конкурсы. Надеюсь, что в будущем наши работы можно будет показывать и на республиканском уровне, — говорит Владимир Леонидович.

По словам В.Захарова, для деревенских детей, в отличие от городских, учитель по-прежнему является примером для подражания, человеком, которого хочется слушать, которому хочется верить.

Гордостью школы является музейная комната.

Основала её бывшая учительница Валентина Георгиевна Феофилактова.

- Музеем Валентина Георгиевна занималась на общественных началах, — говорит А.Ф.Злобина. — Ею был собран очень большой материал. Вместе с детьми она ходила по деревням, по домам, собирала экспонаты, фотографии, вела переписку с организациями, людьми, выпускниками школы. Для Валентины Георгиевны музей был всей ее жизнью. Жаль, что сегодня такая работа уже не проводится. Музей существует в таком виде, в каком собрала его В.Феофилактова. Однако дети по-прежнему любят здесь бывать, узнавать что-то новое, интересное.

Любит бывать в музеебывать и учительница удмуртского языка и литературы Эвелина Леонидовна Поздеева. В прошлом году она вела кружок при музейной комнате. В этом году из-за большой перегруженности эту затею пришлось отложить.

- Несмотря на то ,что музей не пополняется экспонатами, двери его всегда открыты. С удовольствием его посещают и дети, и взрослые. Здесь мы проводим экскурсии, классные часы, поселенческие мероприятия, встречи. Так, в прошлом году на 9 мая Фардуся Хасановна Дорофеева, бывшая глава поселения, организовывала на базе музея мероприятие для ветеранов. Также мы приглашали на встречу с детьми ветеранов педагогического труда Аркадия Пантелеевича и Августу Ефимовну Дмитриевых, выпускников школы. Августа Ефимовна даже научила детей плести лапти, — рассказывает Эвелина Леонидовна.

В Верх-Унинской школе из 13 педагогов пять молодых специалистов, включая воспитателя дошкольной группы.

- С появлением у нас молодежи школа словно переродилась. У детей появился интерес к занятиям, к внеклассным мероприятиям. Молодые есть молодые, они ближе школьникам по духу, по настроению. За годы работы учителя физики Антон Аркадьевич Данилов и русского языка и литературы Александр Сергеевич Югов показали неплохие результаты. Всегда требовательны к своим урокам, проводят индивидуальные занятия, часто, не считаясь с личным временем, занимаются с детьми дополнительно, и как результат – хорошие оценки учащихся, — говорит Анастасия Федоровна.

В прошлом году школа пополнилась еще двумя учителями — Ильхамом Ринатовичем Абашевым и Екатериной Васильевной Сунцовой. Ильхам Ринатович преподает физкультуру, Екатерина Васильевна – английский язык.

Несколько лет назад к Верх-Унинской школе был присоединен детский сад. Сейчас это называется дошкольной группой при школе. Здесь работают молодые энергичные женщины – воспитатель Светлана Владимировна Чупина и ее помощница Людмила Ивановна Медведева, но, правда, на их попечении пока всего два ребенка.

У каждой школы своя история, а у каждого ученика, у каждого учителя в этой большой истории есть своя маленькая, которую он будет помнить всю свою жизнь, с ностальгией рассказывая о ней своим детям, внукам.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

19.10.2018 - 18.11.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх