16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

Главная / Статьи / Учительница музыки
09.04.2019 07:47
  • 22

Учительница музыки

Этот рассказ об учителе музыки – Симановой Валентине Федотовне, о которой я слышала немало просьб от бывших учеников написать заметку в газете.

Этот рассказ об учителе музыки – Симановой Валентине Федотовне, о которой я слышала немало просьб от бывших учеников написать заметку в газете. И каждый из них описывает почти одну и ту же картину: «Тускло освещенный, холодный класс четвертого корпуса школы, завороженные классической музыкой притихшие дети. «Лунная соната» Бетховена, льющаяся из динамиков проигрывателя ,и Валентина Федотовна, сложившая руки на груди и прислонившаяся спиной к бревенчатой некрашеной стене. Кажется, что Валентина Федотовна где-то далеко-далеко, но двадцать-тридцать несмышленых детей с ней рядом, в чудесном царстве, что зовется музыкой. И этим детям нельзя не восхищаться классической музыкой, если в тот момент, когда она звучит, лицо учителя светится от наслаждения».

А начиналось всё очень просто. Валентина Федотовна никогда не думала, что свяжет жизнь с педагогикой, тем более с музыкой. В поющей семье, где она родилась, никто не занимался музыкой специально. Клуба в деревне не было, поэтому пели дома. Мама часто напевала любимые песни, а Валентина Федотовна подстраивалась и пела с ней. Она не знала, что поёт вторым голосом, просто чувствовала, что так будет красивее. Окончив восемь классов Помаяговской школы Глазовского района, продолжать обучение пришлось бы в селе Понино, что за 12 километров от её деревни. Далеко. Тогда подруги решили осваивать профессию, но не знали, какую. Одна из подруг прочитала объявление в газете о том, что Воткинское музпедучилище набирает студентов, и наивные деревенские девчонки решили попробовать поступить туда.

– Мы стояли, опустив низко головы, — рассказывает Валентина Федотовна, — мы и подумать не могли, что среди абитуриентов будут дети, уже окончившие музыкальные школы, уверенно владеющие музыкальными инструментами. Мы же, три подружки, не знали нотной грамоты, не играли на инструменте. Думали:«Зачем мы сюда приехали?». На экзамене, меня, не владеющую музыкальным инструментом, попросили отвернуться от фортепиано. Экзаменатор ударил по клавише и попросил меня показать (в моём случае — угадать) на какую клавишу он нажал. Я же не знала, где у фортепиано высокие звуки, а где низкие, я вообще этот инструмент впервые увидела. Но показала на правильную клавишу. И так ещё несколько раз, каждый раз я показывала на верную клавишу. Было еще несколько дисциплин, которые я сдавала, после чего стала студенткой этого училища и проучилась в нём 4 года. Узнала ноты, стала владеть тем самым фортепиано, научилась играть на баяне, в оркестре играла на балалайке.

– Как же Вы оказались в Юкаменском? — спрашиваю я.

– На стене вывесили список для выпускников училища, где были написаны места работы на выбор. Я выбрала Юкаменскую школу, потому что это было ближе от моей родной деревни, где жила мама. В нашей школе несколько лет уже не было учителя музыки, поэтому коллеги меня встретили тепло, но всё равно начинать было очень тяжело. Опыта нет, произведения разучивала по ночам. Кабинета музыки тоже не было, в любую погоду с баяном в одной руке, с проигрывателем и нотами в другой я ходила из корпуса в корпус, по всему школьному городку. А дети сначала меня не очень-то признавали, говорили: «Пение- урок дурения». После первого года сказала директору : «Всё. Не буду больше, не хочу. Вообще брошу профессию». Не отпустили. И после второго года писала заявление, тоже не отпустили. А потом замуж вышла, дети родились… В школе со всеми учителями у меня были хорошие отношения, потому что я была всем нужна. Любое мероприятие требовало музыкального сопровождения. «Прощание с букварем»- у меня песня разучена, к «Смотру песни и строя» выучено строевое произведение, «Смотр художественной самодеятельности»- подготовлены номера. А новогодние ёлки эти! По 3-4 в день. Аппаратуры не было, всё на баяне. На следующий день встать не можешь, так плечи болят. Комсомольский, пионерский, октябрятский хор. При этом, внеклассная работа не оплачивалась почему-то. Часов тоже было много, 28-30 часов вела. Но эта усталость проходила, когда я видела, как радуются дети. Что ещё их могло развлечь в то далекое советское время, как не музыка, пение и такие вот школьные мероприятия?

– Как Вы считаете, должен ли ученик средней школы знать нотную грамоту, владеть музыкальным инструментом, чисто петь?

– Учителю музыки в школе надо знакомить с музыкальной грамотой, а заставлять зубрить ребят не надо. Тот, кто полюбит музыку, и кто захочет её изучать, будет это делать в музыкальной школе. У меня было много талантливых учеников и старательных детей. Корепанов Саша, например. Я его возила на смотр солистов в Ижевск. Голос у него был очень хороший, но почему-то он нигде не участвует, не поет, не понимаю, почему. Я, наверное, ошиблась в подсчетах, но мне кажется, что через мои руки прошло почти 18000 учеников. Так это или нет? Наверное, так. Классы были большие, по 4-5 в параллели, а в школе больше тысячи учеников. Но у меня не было любимчиков и тех, которых я сильно не любила. Музыкальный слух – это ведь дар Божий, а если Бог не дал, как я могу за это занижать оценку? Поэтому ко всем детям всегда относилась одинаково.

- Валентина Федотовна, что уроки музыки дали Вашим ученикам?

– Доброту. Человек должен петь всю свою жизнь. Так или иначе, все мы поём, можем или нет, но поём. Я уверена в том, что человек, который хоть иногда поёт, намного добрее, теплее. Есть много музыкальных форм: песня, марш, танец… Но я считаю, что песня- главнее. Когда я проходила аттестацию в Ижевске, в своём докладе написала : «Песня-главнее». Меня спросили: «Почему вы так считаете?», я ответила: «Потому что и марш, и танец можно напеть…» Это потом, спустя некоторое время, я прочитала программу Кабалевского, где написано то же самое, и была удивлена, что я оказалась права.

– Сейчас Вы уже не преподаёте, но, я знаю, что продолжаете петь.

– Продолжаю. Когда-то Галина Павловна Прозорова объединила несколько поющих учителей в один коллектив, который почти в том же составе, выйдя на заслуженный отдых, продолжает петь. Ходим на репетиции в районный дом культуры, ждем этих встреч, огорчаемся, когда репетиции срываются. Иногда выступаем на районных мероприятиях, но подходим к этому очень избирательно, с уважением к музыке. Считаем, что недопустимо петь, когда люди не слушают, едят, разговаривают, это немного оскорбляет наше желание заниматься творчеством.

Встречая Валентину Федотовну на улице, её бывшие ученики обнимают любимую учительницу: и говорят, например, такое: «Валентина Федотовна, никогда не забуду, как Вы рассказывали о «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, и репродукцию этой картины в Ваших руках». Или «Дочка спросила меня: «Мама, что такое могучая кучка?». А я сразу вспомнила Ваши слова: «Запомните, придёт время, и вас спросят о «могучей кучке». Я горжусь, что смогла ответить дочери, что «Могучая кучка»-это союз первых русских композиторов, спасибо Вам».

Перебирая старые фотографии, Валентина Федотовна называла мне по имени каждого своего ученика, рассказывала о том, какой он был, кем стал, где работает, чем увлекается. «Света магазины открыла, Сережа в полиции работает, Лариса уехала в Воткинск…» Любят свою учительницу её бывшие ученики, здороваются, при встрече интересуются её делами, её жизнью, навещают

– Недавно Эдик заезжал,- рассказывает Валентина Федотовна,- рыбу завез, он у нас рыбак заядлый…

Хорошее отношение к любимому учителю – это то, что нельзя изменить, исправить с годами. А для учителя, наверное, нет ничего дороже, чем добрая память, забота о нём и, может, даже та самая рыба, привезенная бывшим учеником, возможно, выловленная в Юкаменском пруду. В том самом пруду, который поразил юную учительницу музыки, впервые увидевшую его пятьдесят лет назад.

елена иванова.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх