Меню
16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

13.02.2018 12:48 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 13.02.2018 г.

Вехи истории Засековской школы

Выпускники нашей школы, люди старшего поколения удивляются красоте и уюту учебных кабинетов, в которых занимаются современные школьники. И невольно представляют перед собой деревянные здания старой школы, в которых учились они. Классы были большие, в несколько рядов стояли парты. В каждом классе стояла железная печь, которую технички рано утром топили дровами. А учителям на перемене нужно было успеть одеться и идти из одного корпуса в другой. Но все равно родная школа милее всех.

Выпускники нашей школы, люди старшего поколения удивляются красоте и уюту учебных кабинетов, в которых занимаются современные школьники. И невольно представляют перед собой деревянные здания старой школы, в которых учились они. Классы были большие, в несколько рядов стояли парты. В каждом классе стояла железная печь, которую технички рано утром топили дровами. А учителям на перемене нужно было успеть одеться и идти из одного корпуса в другой. Но все равно родная школа милее всех.

В музейной комнате хранится материал об истории Засековской школы. Первые сведения о ней датированы 1905 годом. Их нашла Балтачева Рашида Шарифовна, бывший руководитель музейной комнаты, в центральном государственном архиве города Ижевска. В отчете Д.М.Петрова по осмотру татарских школ (мектебе), находящихся в Глазовском уезде за первое полугодие 1905 года, упоминается Дасосская школа. Дасос – первоначальное название деревни Засеково. Инспектором были осмотрены все семь татарских школ, находившихся в пределах Глазовской инспекции училищ: «Дасосская -3 марта, Шафеевская -4 марта, Починошная – 5 марта. Число учащихся в Дасосской школе -30 мальчиков и 50 девочек… В других школах было намного меньше. Названные школы находились в домах местных мулл (духовных лиц).

В классных комнатах нет собственно обстановки, по стенам имеются полочки, на полу детские сундуки, а на окнах зачастую самовары с чайной посудой… Занятия с учениками проходят в передней части классных комнат. Ученики сидят при занятиях прямо на полу в коленопреклоненном по-мусульмански положении (сидя на пятках). В качестве классной мебели в каждой школе можно встретить длинную низкую скамейку, предназначавшуюся, должно быть, для того, чтобы на нее можно было положить учебные вещи, а также, вероятно, для письма. Отопление и освещение школьных помещений было за счет состоятельных родителей учеников. А учебные книги и принадлежности каждый из учеников покупает за свой счет. Обучением детей занимаются муллы (мальчиков) и их жены (девочек), а иногда и настоящие учителя, получившие образование в Казанском медресе… К своим учительским обязанностям муллы относятся довольно поверхностно, нестрого. Учат, когда хотят и сколько хотят, и подолгу иногда не заглядывают в школу, поручают вести дела своим помощникам (старшим из учащихся). В двух татарских школах я совсем не нашел занятий с мальчиками, так как один мулла уехал на неделю в гости, а другой несколько дней праздновал на свадьбе в другой деревне. Нельзя сказать то же самое про жен мулл. Они относятся к своим учительским обязанностям довольно ревниво и всегда аккуратно. Не этим ли объясняется большое количество девочек в татарских школах? Вероятно такие школьные явления замечаются и в других местностях татарского населения, и причина его кроется в том, что мусульманин-мужчина всегда занимает привилегированное положение в семье: он главенствует, главе можно праздновать в то время, когда женщина-мусульманка, по закону Магомета, должна быть безответной работницей у него и за него.

Учебные занятия проходят в школах ежедневно, кроме пятницы, и ведутся в том же порядке, как и в русских школах, т.е. до обеда и после обеда, но определенного количества часов не выслеживается. Это находится в полной зависимости от усердия учащихся. Учится каждый из детей сколько хочет, от одного до трех и более лет. Обучаются в мектебе дети обоего пола в возрасте от 7 до 15 лет. Главным предметом обучения служат мухаммеданские вероучения, затем чтение и письмо по-татарски и в ограниченном размере – счет. Обучение велось по учебникам, издаваемым в Казани, без определенной программы. Метод преподавания в мектебе, по-видимому, самый простой –ученики дословно заучивают то, что напечатано в учебных книгах, а учитель следит по книжке и никаких разъяснений не дает. Читают ученики все за раз, молитвенно заунывным голосом и слегка раскачиваясь, так что урок чтения легко может сойти за общеизвестные мусульманские богослужения. О вразумительности обучения при подобном методе, конечно, не может быть и речи».

В 1907 году была открыта начальная школа в деревне Засеково в небольшом деревянном доме, построенном местным торговцем Кисматом Балтачевым.

В школе учились только мальчики. По воспоминаниям одного из учеников того времени Мухаматши Балтачева, учащиеся пели молитвы, не зная их содержания. За малейшую провинность их били. Учителем был мулла. Родители за учебу детей платили деньгами, продуктами или отрабатывали в личном подсобном хозяйстве муллы. К сожалению, документы о деятельности школы того времени не сохранились.

Начальная школа в Засеково существовала до 1953 года. В 1953 году стала семилетней, в 1961г. – восьмилетней, в 1989г. – неполной основной, 1996г. – 2005г. – средняя школа, с сентября 2005 года – основная.

Сегодня в школе работает дружный, творческий коллектив педагогов. Учителя постоянно добиваются больших результатов в реализации Программы развития школы для формирования личности выпускников: социально активных, трудолюбивых, воспитанных на национальных традициях.

валентина байкузина.

руководитель школьного музея.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

48