Меню
16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

17.10.2019 14:01 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 17.10.2019 г.

В "Клубе" не только пели

В восьмидесятые годы прошлого столетия в районе организационно сформировались художественные коллективы национальных культур, к чему имел прямое отношение Николай Сергеевич Бушмелев, работавший вторым секретарём райкома КПСС. А тридцать лет назад он стал инициатором создания Клуба любителей удмуртской песни.

В восьмидесятые годы прошлого столетия в районе организационно сформировались художественные коллективы национальных культур, к чему имел прямое отношение Николай Сергеевич Бушмелев, работавший вторым секретарём райкома КПСС. А тридцать лет назад он стал инициатором создания Клуба любителей удмуртской песни.

Сегодня хорошо известны те коллективы. Это: бесермянский «Лампачей» в Шамардане — руководители Геннадий Караваев и талантливый хореограф Сергей Абашев; татарский Зявида Есенеева в Починках; детище Ольги Маслаковой и Бориса Семушина — русская «Вечёрка». И наш с музыкантом Рафисом Закировым Клуб любителей удмуртской песни, ставший впоследствии ансамблем песни и танца «Тюрагай», однажды занесённый на республиканскую Доску почёта.

Почему Клуб? Потому что его деятельностью была познавательно-развлекательная направленность. В концертные программы включали беседы о национальной культуре, рассказы об авторах песен, о красоте живого, как неиссякаемый родник, удмуртского языка.

- Какой он, наш язык, красивый и богатый, — заметила как-то учительница Ежевской школы Александра Зямбаева. – По-русски и человек, и петух, и голубь «поют». А по-удмуртски? Адями (человек) кырза (з – с точками), атас (петух) чоръя, дыдык (голубь) чирдэ.

Да, семантическую окраску слов не перевести, но удмурту понятен их сочный колорит. Об этом же говорили на встречах с нами композиторы Геннадий Корепанов-Камский, Геннадий Матвеев, поэты Владимир Котков и Алла Кузнецова.

Нашлись энтузиасты-единомышленники. Среди них ветеран труда Елена Никоноровна Иванова.

- Надо, надо, — поддержала она, — чего греха таить, кое-кто непростительно стал забывать народные традиции, родной язык и культуру.

Наше начинание подхватили Августа Семёнова, Валентина Бронникова, Ольга Бекмансурова, Валентина Бибанаева, Римма Бабинцева, Ирина Сабрекова, Лидия Нефёдова, Вячеслав Сабреков (ныне глава Глазовского района), Николай Иванов, всего около тридцати человек. Со временем некоторые по разным причинам перестали посещать репетиции. Но по сей день верна коллективу бывшая учительница Юкаменской школы Галина Максимова, не расстаётся с ансамблем «Тюрагай». Почему? Наверное, потому что песня обогащает душу, окрыляет её.

Такую же мотивацию я отнёс бы и к себе. Сопричастность к жизни самодеятельных коллективов побудила меня к творчеству. Перевёл на русский некоторые тексты удмуртских авторов Геннадия Ганькова и Пантелея Кузнецова, с русского на удмуртский – «В этой деревне огни не погашены» (авторы: поэт Рубцов, композитор Лабзов), вместе с Рафисом Закировым написали несколько песен.

Клуб принял участие в республиканском конкурсе «Кто из 25?», уменьшенным составом выступил во многих населённых пунктах района. Всюду нас принимали с пониманием предлагаемых тем для бесед и тепло встречали исполнение художественных номеров, поблагодарив, выражали желание встретиться вновь.

Успешно гастролировали и другие коллективы. О «Лампачеях» узнали не только за пределами района, но и Удмуртии, например, в Карелии, в Башкирии. Практически во всех наших деревнях выступила «Вечёрка». Починковский фольклорный коллектив побывал на празднике «Играй, гармонь» в Казани. Приятно, что они и сегодня продолжают радовать нас народным искусством.

Оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что наши волнения и забота о развитии удмуртской культуры, национального языка следует считать оправданными. Сами удмурты нередко говорили: «А зачем это надо?». И такие заявления не были случайными. После октябрьской революции 1917 года национальная культура испытала радость пробуждения и реального расцвета. Казалось бы, сбывалась мечта Ашальчи Оки о любви родного языка всеми, кто на нём говорит.

Но что-то пошло не так… Уже в последние годы советского периода и особенно после событий 1991 года в школах сократили, а кое-где убрали совсем национальные программы. Мы сегодня не имеем прежней доступности к ним на радио и телевидении. Очень редко, разве что один раз в год, к нам приезжают артисты удмуртского драмтеатра. То же самое можно сказать о любимом всеми знаменитом ансамбле «Италмас». Ижевские артисты испытывают финансовые затруднения, равно как и зрители из-за дороговизны билетов.

Продолжительное время в республике существовала кадровая политика: из двух главных лиц один был удмурт. При отклонениях бывший в ту пору принципиальным «Удмурт кенеш» добивался исправления ситуации.

Возможно, такие факты для учёного Альберта Разина послужили причиной выразить своеобразный протест путём попытки самосожжения перед Госсоветом Удмуртии, закончившийся трагически. На его плакате были написаны слова дагестанского поэта и общественного деятеля Расула Гамзатова: «…И если мой язык исчезнет, я готов сегодня умереть». Лично я, соглашаясь с сутью протеста, не одобряю его формы. Учёный имел возможность высказывать свои мысли, претензии публично, например, в том же Госсовете, содействовать активности населения.

При этом могу отметить, что подобными акциями не остановить ход истории. Мировая тенденция – национальные меньшинства ассимилируются, ежегодно исчезают сотни языков. Пусть не очень скоро, но такова судьба и удмуртского. Факт: после переписей удмуртов и бесермян заметно уменьшается. Тут ничего не поделаешь, каждый имеет право считать себя тем, кем хочет.

И что же? Нам остаётся ждать, как говорится, того часа икс? Конечно же, нет. Удмуртский народ живёт, трудится. И поёт. Правда, песни уже не те, другие, но и время новое, оно диктует свои условия. На сцене всё чаще эстрада, в какой-то мере подражающая российской. Не видим пока последователей классиков литературы Михаила Петрова, Игнатия Гаврилова, Михаила Коновалова, Ашальчи Оки.

И всё же пока жив удмурт, он должен и будет беречь культуру, родной язык, петь свои песни. Искренне хочется верить в это!

николай бушмелев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18