Меню
16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

02.08.2019 09:31 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 58 от 02.08.2019 г.

Кочуковцам скучать некогда

Жиетли д. Кочуково  — Мышкины Георгий Анатольевич и Надежда Аркадьевна.

Интерес к малым деревням нашего района на сей раз занес меня буквально «за тридевять земель». Деревня Кочуково, по-удмуртски ее называют Пыгыли, расположена почти в сорока километрах от Юкаменского, это почти как до Глазова!

Интерес к малым деревням нашего района на сей раз занес меня буквально «за тридевять земель». Деревня Кочуково, по-удмуртски ее называют Пыгыли, расположена почти в сорока километрах от Юкаменского, это почти как до Глазова!

Чтобы добраться в саму деревню, необходимо от центральной усадьбы Новоелово проехать километр-два по грунтовой дороге.

- Наконец-то дорогу сделали! – радостно воскликнул наш водитель.

Но мне эта дорога не показалась «сделанной», она больше похожа на вспаханное поле, которое затем немного разгладили грейдером. Раньше, до ремонта, тут, оказывается, было еще хуже: огромные колеи, в которых мог застрять даже трактор.

У входа в деревню стройным рядком «отдыхала» техника, которая, по всей видимости, и занимается ремонтом дороги. Очень хочется надеяться, что то, что сейчас сделано – это лишь начало ремонта, и в скором времени здесь сможет проехать любой автомобиль.

Деревня Кочуково сегодня выглядит как одна длинная улица, с двух сторон окаймленная домами. Здесь же, у въезда в деревню, поставлены мусорный контейнер, таксофон. А раньше, по словам жителей, деревня, если посмотреть сверху, была похожа на крест. Главная улица, которая сейчас и образует деревню, тянулась более километра к реке Лема, а ниже середины ее, как крестовина, были две улицы покороче. С северной стороны под горкой стояло пять домов, которые жители называли починок Тарасенка. В 50-е годы оттуда жители переселились уже в саму деревню.

Сегодня первым встречает гостей в деревню двухквартирный дом «без окон, без дверей». Раньше он принадлежал колхозу, и такие квартиры давали колхозникам. Следом за колхозным домом стоит еще один такой же, а дальше — частные дома. Подхожу к одному дому- замок, к другому – пусто, к третьему – ворота наглухо заперты. Тут я разочаровалась: неужели здесь вообще нет жителей? Подтверждали сделанный мной вывод и абсолютная тишина, и пустота вокруг: не кричат петухи, не мычат коровы, даже собак и кошек не видать!

К счастью, где-то уже ближе к середине деревни я увидела большой двухэтажный особняк, в котором, я была уверена, есть хоть одна живая душа. Ведь нельзя оставить такой огромный дом коротать свой век в одиночку. Когда я подошла к воротам дома, меня встретила большая индюшка вместе со своим выводком, мычащая корова где-то во дворе и приветливо лающий пес.

В этом доме живет семья Мышкиных. Переехали Георгий Анатольевич и Надежда Аркадьевна в Кочуково в 80-е годы.

-Я родом из Новоелово, а муж — из Пажмы. Решили жить здесь, потому как видели перспективы, ведь в деревне был большой колхоз в три бригады, фермы были по разные стороны. В центре деревни тоже была ферма, заведующей которой была Парасковья Прокопьевна Сысоева. Было и два телятника. Богатый был колхоз. Мы с мужем и сами здесь работали: я — дояркой, он — трактористом. И никто не думал, что жизнь вот так повернется, что сельское хозяйство станет никому не нужным, — вспоминает хозяйка дома Надежда Аркадьевна.

Георгий Анатольевич и Надежда Аркадьевна воспитали шестерых детей, мечтали, что когда построят дом, все дружно будут жить в нем. Но жизнь изменилась в один момент: работы в Кочуково и в соседней деревне Новоелово не стало, молодежь уехала в город.

- Вот теперь одни в большом доме живем, — говорит с сожалением Георгий Аркадьевич. – Чтобы совсем со скуки не состариться, держим скотину: корову, телку, теленка, куриц, индюков, за огородом ухаживаем, по грибы, по ягоды ходим. Летом-то скучать некогда. А вот зимой, когда дни короткие, тоскливо становится. И ждем с супругой, как малые дети, Нового года, чтоб дети, внуки приехали.

Тем временем, пока мы общались с Мышкиными, по полю бодрым шагом шел мужчина.

- Сашик, айда к нам! – крикнул Георгий Аркадьевич.

- Да некогда, в магазин надо успеть, — ответил Сашик, но все же подошел к нам.

- Александр Степанович Сысоев – так представился мне мужчина.

- Живу один, дом охраняю, — смеется А.Сысоев. – Работы у нас нет, поэтому все мы здесь много скотины держим. Выживать как-то надо! Нельзя деревни без сельхозпредприятия оставлять: гибнет без него деревня. Я раньше здесь механизатором работал. Хоть зарплата и небольшая, но зато уверенность в завтрашнем дне была какая-то, знали, что колхоз есть, значит, не пропадем. А сейчас, если честно, кажется, что мы совсем никому не нужны.

Беспокоит Александра Степановича и отсутствие магазина, медпункта.

- Это нам, молодым, хорошо: заболел – пошел в медпункт в Новоелово, кушать захотел – в магазин туда же сходил. А пенсионерам как быть? Фельдшер бывает, но не каждый день, скорая помощь часто заехать не может из-за отсутствия дороги. А до райцентра как далеко добираться! И всегда проблема – на чем, ведь сорок километров пешком не пройдешь. Хорошо, староста деревни наш, Александр Огородов, выручает всегда: и в Юкаменское, если надо свозит, и продукты из магазина привезет. Было бы здорово, если бы мост через Зилай восстановили, ведь там до Юкаменского всего 16 километров. Там бы мы и пешком могли иногда ходить. Раньше же держали там мост, мы ведь тоже люди, хоть в деревне и осталось 14 человек, — обращается с просьбой Александр Степанович.

Раньше, по словам жителей, в деревне жило больше трехсот жителей. Была своя начальная школа, котоорая существовала до 1962 года. А потом ее перевели в Кельдыки. Работали в Кочуковской школе учителями Ульяна Артемьевна Сысоева, Зинаида Григорьевна Артемьевна, Раиса Степановна Королева, Анфиса Кирилловна Бузанакова. После закрытия школы на ее месте открыли колхозную пекарню. В 70-е годы её разобрали и построилиздесь медпункт. Был в деревне и свой клуб, в нем же располагалась и контора. А в 80-е годы здание разобрали и перевезли в Новоелово, там сейчас находится столярная мастерская.

Старожилом древни сегодня является Виталий Васильевич Королев. В этом году он отметил 82-летие. К сожалению, поговорить с ним мне не удалось, так как он очень плохо слышит.

По соседству с Виталием Васильевичем живет его сын Андрей вместе со своей семьей.

- Я родился, вырос и остался жить в Кочуково. И, если честно, очень об этом жалею. Жизни у деревни уже нет. И останемся мы на старости лет здесь одни, никому не нужными. Сейчас, пока молодые, есть сила, держим скотину, а потом что нас ждет, неизвестно, — говорит Андрей Витальевич.

Пока А.Королев размышлял о жизни, к нам присоединился его сосед – Александр Евгеньевич Огородов. Вместе с супругой у них своя ферма, держат около сорока голов крупного рогатого скота.

- Жить в деревне и не держать скотину – это, я считаю, очень странным. Ведь деревня для того и нужна. Раньше все держали полные дворы живности, а сейчас мода какая-то странная пошла. Вот у нас в деревне до сих пор все держат много скотины, и я очень горжусь этим, — говорит Александр Евгеньевич.

Очень просили мужчины высказать через газету их мнение о памятнике природы республиканского значения — Зилайской сосне.

- Раньше у каждого двора (воршуда) в деревне было свое имя: Пале пи, Поска пи, Ташья пи, Бадей пи, Педос пи, Мусьник пи, так как фамилий не было, и называли дворы именами их жителей. Вот, например, нас, Королевых, называли Васька пиос, да и до сих пор так называют. А Огородовых говорят Зуч пиос, так как фамилия эта русская, — говорит Андрей Витальевич.

В далекие времена у каждой семьи была своя межа. Был в деревне, по словам моих собеседников, воршуд Янар пи. Была у Янар пи своя межа и располагалась она именно на том месте, где сейчас находится памятник природы. Да и местное название сосны -Янар пужым ( сосна Янар) — говорит само за себя. Вместе с Андреем Витальевчием мы посетили это место. И правда, видно, что некогда земля, где сейчас густой лес, посреди которого величественно раскинулась знаменитая сосна, возделывалась, местами даже видны конные борозды, которые остались сегодня в виде ровных канав и холмиков.

- Эта территория относится к кочуковским, возделывал землю уроженец нашей деревни, а это значит, что название у ней должно быть Кочуковская, — выдвинули свое мнение А.Сысоев и А.Огородов. — И пусть даже как памятник природы она носит название зилайская, для нас главное, чтобы к ней относились бережно.

Согласна с мужчинами и другая жительница деревни Зинаида Беральдовна Ипатова, которая увлечена историей своей деревни и знает о ней очень много. Работала Зинаида Беральдовна бухглатером в ООО «Луч», сейчас уже на пенсии. Вместе с мужем Геннадием Борисовичем ухаживают за скотиной и огородом, держат пчел. Есть у супругов еще одно увлечение — обливание холодной водой. А в свободное время З.Ипатова пишет стихи. И о том, что название Зилайской сосне дали неверное, Зинаида Беральдовна написала в своем стихотворении на удмуртском языке, в котором говорится о Янар пи, которые посадили на своей меже сосну, и сегодня памятник природы находится на полях кочуковских, однако назвали её Зилайской.

Кочуково считается удмуртской деревней. Но на ее территории два кладбища — удмуртское и татарское.

- По словам старожилов, основали Кочуково первыми татары, за прудом был починок Куаука с русским населением. По каким-то причинам жители покинули это место, в деревне Кочуково осталась лишь одна русская семья с фамилией Огородовы, которых и сейчас зовут Зуч пиос. Остальные семьи переселились в деревню Солдари, располагалась она за Кельдыками, удмурты назвали ее Куака гурт. Изучая историю родного края, историк Аркадий Сергеевич Сысоев в 70-е годы приезжал вместе со своими учениками в Кочуково, они побывали на старом кладбище, которое местные называют Вуж шай. В настоящее время кладбище заросло лесом, но в лесу также сохранились продолговатые ямы. Историк с учениками стали копать одну из таких ям и в небольшой ее глубине наткнулись на гроб из досок, закрепленный по углам лыком. Под черепом скелета лежал войлочный мешочек, в котором было 75 штук мелких монет, датируемых 1760 годом, с надписью «Новгородское княжество». Я в 2016 году писала об этом в районной газете, а потом сама была не рада. Столько народа к нам понаехало, все копали, думала, перероют все кладбище в поисках «клада». А ведь там кладбище, люди похоронены, нельзя так, — сокрушается Зинаида Беральдовна.

Таким образом, по словам женщины, жили в деревне сначала татары, потом русские, а сейчас основную часть насления составляют удмурты.

Вот с такой интересной деревней удалось мне познакомиться. Но еще более интересными оказались ее жители, которые не просто живут, выращивая скотину, ухаживая за огородом, но и увлечены историей своей деревни и хранят память о ней и ее жителях, память своих предков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

32