Меню
16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

20.11.2020 07:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 20.11.2020 г.

Учитель словесности

Учительница руского языка и литературы Юкаменской школы Нина Семеновна Одинцова: «Классика будет всегда читаемой, так как она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном, о добре и зле».

Воспитание личности. Быть грамотным — это не только правильно ставить знаки препинания

Школьные родительские собрания для меня, матери троих детей, событие, скорее привычное, чем необычное, стараюсь их не пропускать. Многое для себя узнаю на них, многое запоминается. Например, Марина Николаевна Бекмансурова, учительница моей младшей дочери, однажды на собрании сказала родителем: «Чаще читайте книги сами. Пусть ваш ребенок видит, что родители любят читать, и, следуя вашему примеру, тоже возьмут в руки книгу». А Наталья Сергеевна Широбокова, классный руководитель средней дочери, часто говорит: «Я не могу сказать, что дети в нашем классе не читающие. Ребята читают, знают литературу, и мне это приятно. Поддержите их в этом стремлении». Людмила Александровна Шаркунова, учительница русского языка и литературы старшего сына, закончившего уже школу, проводила как-то с родителями викторину на знание русской литературы. И неизвестно, кто бы одержал в ней победу, если бы эта викторина проводилась в виде состязания между детьми и родителями. Очевидно, что научить детей полюбить чтение — это одна из задач, которую ежедневно решают учителя наших детей. И надеются в решении этой задачи на помощь родителей.

Когда-то давно, еще школьницей, Нина Семёновна Одинцова полюбила литературу благодаря своим учителям, которые читали детям произведения наизусть, делились с ними впечатлениями о прочитанном. Мечтая стать такой же учительницей, как они, Нина Семёновна после окончания Кильмезской школы, что в Сюмсинском районе, поступила в Глазовский государственный педагогический институт им. Короленко. Она почти сорок лет работает в Юкаменской школе, прививает детям любовь к литературе и уважение к родному русскому языку. Сегодня речь пойдет о нашем национальном достоянии- родном русском языке и великой русской литературе. Нина Семёновна ответила на мои вопросы.

- Нина Семёновна, как вы считаете, почему хорошее знание русского языка необходимо всем, кто живет в нашей стране?

- Знание русского языка необходимо для всех, кто живет в нашей стране, потому что слово- это важнейшее средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли. Я, как педагог, осознаю свою ответственность за то, что во время моих уроков дети должны совершенствовать свои речевые навыки и умения. Русский язык, как и любой другой, отражает историю, культуру, традиции и быт народа. Вся жизнь человека проходит через его родной язык. Поэтому меня очень радует, что в школьной библиотеке появились новые учебники по предмету «Родной русский язык», в которых расширяется представление учащихся о родном языке, а также уделяется внимание культуре речи. Я тоже раньше считала, что если привью детям орфографическую зоркость, научу правильно ставить знаки препинания, то этого будет достаточно для того, чтобы дети были грамотными. Но благодаря таким учебникам учителя русского языка лишний раз убеждаются, что знание русского языка не сводится только к знанию орфографических и пунктуационных правил. Осознание, что русский язык — один из великих языков мира, приходит не сразу. Со временем и я поняла, что при помощи богатого русского языка можно передать самые тонкие ощущения и впечатления от многообразия окружающего мира. Стараюсь это донести своим ученикам.

- Вы не один десяток лет преподаете в школе. Поделитесь своими наблюдениями: любят ли современные школьники русскую литературу и любят ли они вообще читать?

- Современным школьникам трудно представить, что когда-то (не так давно, во времена, когда их бабушки и дедушки и даже мамы и папы были детьми) чтение было естественным времяпрепровождением. А еще раньше, чтение было поводом собраться в кругу близких людей. У современных же подростков наблюдается отсутствие интереса к чтению, их трудно убедить в том, что книги способны передать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Вряд ли они сегодня глубоко понимают фразу Максима Горького «Всем хорошим во мне я обязан книгам». На своих уроках так хочется их убедить в этом, приводя факты из биографии писателя. Эпоха, в которой мы живем,- особая. Она влияет на мир детей. Интернет и электронные игры заменили им книги. Поэтому учителям трудно сделать чтение одним из любимых занятий современных школьников, ведь существуют более быстрые способы получения любой интересной информации. Ну, а процесс чтения художественной литературы воспринимается большинством старшеклассников как процесс получения информации для итогового сочинения по литературе или приведения аргументов на ЕГЭ по русскому языку. Школьники знают отрывочные сведения о том или ином литературном герое или событии, потому что чаще читают не произведение, а лишь краткое его содержание. Они не вникают в глубину литературного образа, не рассуждают о мотивах поступков героев. Поэтому они не анализируют текст, а пересказывают его. Не применяют художественные средства в создании образов. Не всегда могут выразить свое личное отношение к произведению. Это печально, конечно.

- Если ребенок не любит читать произведения школьной программы по литературе, то, может быть, школьную программу стоит изменить, «осовременить» её? Какое мнение у Вас на этот счет?

- Бесспорно, надо пересмотреть школьные программы по литературе (очень много поэзии в учебниках для 6-7 класса). Для читателей юного, переходного возраста, когда характер только формируется, надо предлагать для чтения книги, в которых рассказывается о мире подростков, о проблемах, волнующих их. Сегодняшним школьникам недостаточно знать классиков. К школьному курсу литературы стоит добавить побольше современных произведений, отвечающих интересам подростков и старшеклассников. Эти произведения должны отражать острые современные проблемы. Нужная книга (я имею в виду- хорошая) должна вовремя оказаться в руках подростка, потому что именно в этом возрасте, когда они наиболее восприимчивы, они начинают размышлять о жизни. Недаром Николай Васильевич Гоголь говорил, что, собираясь в далекий путь, нужно забрать с собой чувства молодости.

- Как учителям литературы удается заставить десятиклассников прочитать все четыре тома «Войны и мира» Льва Толстого? Поделитесь секретом. Родителям старшеклассников будет полезно узнать. Может, смириться с тем, что дети отказываются от прочтения художественной литературы?

- Классика будет всегда читаемой, так как она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном, о добре и зле. Поэтому от чтения русской литературы нельзя отказываться. Ведь в творчестве классиков отразился русский характер, русская душа, красота природы — одним словом, русский образ жизни. Чтобы убедить старшеклассников прочитать то или иное произведение, надо вселить «живой» интерес к книге. Так, как это могла в свое время делать библиотекарь Валентина Яковлевна Ходырева, она проводила с учениками читательские конференции, на которых заинтересовывала детей литературными произведениями. И они читали их. Безусловно, родителям надо постараться убедить своих детей прочитать «Войну и мир» не в кратком изложении. А как это делают учителя литературы? Каждый учитель решает по-своему, каждый находит свои приёмы.

- Нина Семёновна, что бы вы посоветовали прочитать из русской литературы читателям газеты, скажем, после трудового дня? Заинтригуйте нас…

- Я бы порекомендовала прочитать повести Анатолия Алексина: «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность» и другие. Прочтите повести и романы Альберта Лиханова : «Благие намерения», «Чистые камушки», «Никто». Как заинтриговать? Откройте роман «Никто» и вы попадёте в мир, где рядом с героем книги Колей Топоровым нет мамы и папы, привычной заботы, любви, тепла и уюта. В этом мире живут дети- сироты. Колю волнуют вопросы: «Мать! Где ты? Кто ты? Почему?» Он мучительно пытается вообразить её облик- лицо, руки, одежду. И понимает, что согласился бы и на самую убогую и стандартную форму головы, окажись это частью матери…. Думаю, это произведение вызовет интерес и у взрослых, и у школьников. Это полезный приём для совместного чтения. Посоветую также прочитать роман «Сломанная кукла», в котором читателям представлена тема судьбы. В книге повествуется о средней, интеллигентной семье. Жена работала в районной поликлинике, муж в архиве. Единственная их дочь училась отлично, всё успешно продолжалось до перестройки. Но потом…Что случилось потом, можно узнать, прочитав повесть. А учащимся я предлагаю знакомиться с творчеством Р.Брэдбери, Д. Лондона, Г. Уэллса, О.Уайльда, В.Катаева, Б.Житкова, В.Каверина, чтобы учиться у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.

- Как вы считаете, какое из направлений Вашей профессии встает на первый план — любовь к русскому языку и литературе или педагогика?

- Свою задачу как педагога я понимаю в том, что должна воспитать личность, умеющую взаимодействовать с другими людьми. Развить творческие силы ученика – каждый из них по-своему талантлив. Привить любовь к родному русскому языку и литературе. Поэтому и любовь к русскому языку и литературе, и педагогика для меня всегда стоят в одном ряду.

Я благодарю Нину Семёновну за её рассказ и мудрые советы. В нескольких ёмких предложениях, которыми учитель с сорокалетним стажем описала свои задачи как педагога — вложена вся её педагогическая нелёгкая практика. А любовь к русскому языку и гордость за известную на весь мир великую русскую литературу – в её сердце, по крайней мере, я это почувствовала, получив ответы на свои вопросы. Размышляя над словами Нины Семёновны о том, что век информационных технологий влияет на наших детей, я спросила у старшеклассника: «Представь, отключат на месяц Интернет, чем будешь заниматься после школы, кружков, выполнения домашних заданий?». Недолго подумав, он ответил : «Не знаю, наверное, почитаю что-нибудь. Не просто же так у родителей на полке стоят книги». Значит, хорошо, что среди предметов интерьера современных квартир еще есть книжные полки. Осталось лишь вспомнить, что когда-то чтение для нас было естественным времяпрепровождением.

Елена Иванова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

57