Хорошо в Муллино летом
В летние месяцы маленькие деревеньки оживают
от голосов городской детворы, приезда гостей
В 13 километрах от райцентра в тихом, отдаленном от суетливого шума и гула машин месте, окруженного со всех сторон лесами и полями, стоит маленькая татарская деревенька под названием Муллино, или как называют ее местные жители, «Мулла авыл».
В Муллино я впервые побывала лет пять назад и тогда уехала с чувством горечи. Жители, как мне тогда показалось, были словно брошенными, забытыми, с кучей бытовых проблем, которые никто не решает, так как «уже не для кого».
Совсем недавно я вновь навестила муллинцев. И была приятно удивлена: покосившиеся заборы сменились на яркие профнастиловые и деревянные, окрашенные в разные цвета, на фоне которых даже подбоченившиеся дома выглядят «моложе» своих лет. А самое главное – у самих жителей настроение, как мне показалось, уже не такое упадническое.
- Смирились уже, — говорит мне Раиса Дмитриевна Бекмансурова, которая прожила в Муллино большую часть своей жизни. – Да и не так все и плохо. Вот сегодня воды не стало, – позвонили в администрацию, комунальщики быстро приехали, сейчас ищут, в чем проблема.
Раиса Дмитриевна видела свою ставшую уже родной деревню Муллино всякой, и когда хорошо жилось, и когда стало ясно, что деревня обречена на гибель.
- Теперь уже это моя родина, плохого сказать о ней я просто не хочу. Да и что жаловаться: люди у нас здесь хорошие. Друг другу, когда надо, помогут, — говорит женщина.
Живет Раиса Дмитиревна вместе со своим мужем и свекровью. А сейчас на все лето приехал внук из Перми – девятилетний Мансур.
- Внуки и дети – наша с мужем отрада. Вот сейчас, летом, в деревне очень весело, радостно. Ко всем приезжают дети, внуки, родственники, — говорит Раиса Дмитриевна.
- Мне очень нравится у бабушки в деревне, — подхватывает наш разговор Мансур. – Мы вместе в этом году убирали сено, ходили за земляникой, скоро пойдем за грибами. Я помогаю бабушке с дедушкой: сам кормлю овечек и кур. А по вечерам катаюсь на велосипеде. Жаль, что ребят здесь нет, играть не с кем. Но мне не дают скучать мои любимые бабушки и дед.
Есть у Раисы Дмитриевны в деревне подруга – ее соседка Талия Хазиевна, тоже Бекмансурова. Все домашние дела они стараются делать вместе.
- Летом особо видеться не приходится, у всех свои домашние хлопоты. А зимой мы стараемся каждый вечер выходить на прогулки с палками. Иногда в Ертемский клуб ходим на мероприятия, — рассказывает Раиса Дмитриевна.
Талия Хазиевна живет с мужем Ханифом Исмагильевичем и сыновьями. Сама она всю жизнь работала на ферме, сейчас уже на пенсии. Ханиф Исмагильевич работает в ООО «Маяк». Он еще является старостой деревни.
- Обижена я на государство, — высказывает свою боль Талия Хазиевна. – Я успела на пенсию вовремя выйти, а вот мужа жалко. Подняли пенсионный возраст, доработает ли он до этой «заветной» пенсии?Всю жизнь трудится в сельском хозяйстве, здоровья уже нет. Особенно несправедливо это по отношению к деревенским жителям.
Тут же при мне женщины начали бурно обсуждать, как трудно работать в сельском хозяйстве, как тяжело им приходилось самим.
- Сутками пропадали на ферме, а домой придешь — полный двор скотины. Сейчас ни колхоза, ни фермы, да и вообще никакой работы нет, — с сожалением говорят женщины.
По соседству с Талией Хазиевной живет одна из самых старейших жительниц деревни — Асия Гильмановна Бекмансурова. Всю свою жизнь она работала на ферме скотницей, дояркой, кормачом. Вместе с мужем, которого уже давно нет в живых, они достойно воспитали пятерых детей, которые сейчас живут в городе, но регулярно навещают свою маму.
Жизнь Асии Гильмановны была непростой, детство ее выпало на тяжелые военные и послевоенные годы. Родилась она в большой крестьянской семье в деревне Шафеево.
- У нас была большая семья. Я была самым старшим ребенком. Папа ушел на фронт, на маме осталось все – дети, хозяйство. Поэтому я была главной помощницей мамы: нянчилась с детьми, готовила обеды, ухаживала за домашней живностью.
Окончила Асия только четыре класса школы, в котором обучение велось на татарском языке. А потом ей пришлось идти работать на ферму.
- Выполняли всю работу наравне со взрослыми. Отправляли нас и на лесозаготовку. Одежды толком не было. В тоненьких штанах, истертых лаптях приходилось работать на морозе. Вот поэтому сейчас уже здоровья нет: руки болят, ноги не ходят, — показывает на свои костыли Асия Гильмановна.
До 22 лет жила Асия с родителями, а потом ее выдали замуж за муллинского парня.
- Семья моего мужа была очень бедной. Даже хлеба у них порой не было, — говорит А.Бекмансурова. – Раньше ведь девушка не выбирала, за кого замуж выходить. Будущие супруги не видели, не знали друг друга. Родители сами принимали решение за детей. Вот так и меня, не видевшую никогда своего будущего мужа, увезли в чужую семью, в чужую деревню.
Но на совместную жизнь с супругом Асия Гильмановна не жалуется. Вместе они вырастили пятерых детей, которые регулярно навещают свою маму.
- Всякое в жизни было. Но мы любили друг друга, во всем поддерживали. И я очень сожалею, что он так рано ушел из жизни, — говорит А. Бекмансурова. – Слава богу, дети меня не забывают, часто приезжают, по хозяйству помогают. А когда им некогда, главная моя помщница – соседка Талия. Она со мной как с родной нянчится. Магазина у нас нет, но автолавка приезжает. Я уже выйти к машине не могу, все продукты Талия мне приносит. А если заболею или что-то понадобится, опять Талию зову. Я очень благодарна, что в нашей деревне живут такие добрые и отзывчивые люди.
Жалеет Асия Гильмановна, что в деревне из года в год население сокращается. Старики умирают, молодые уезжают в город в поисках лучшей жизни.
А пока деревня существует, о ней помнят ее бывшие жители, кто в ней родился и вырос, но по разным обстоятельствам вынужден был уехать, покинуть свою малую родину. Одной из них является Сания Зигангараевна Гаврилова. Каждое лето она приезжает в отчий дом из Глазова.
- Раньше постоянно приезжала в Муллино, а в прошлом году уже огородный участок поближе к городу купила, теперь так часто приезжать не получается, — рассказывает женщина. – Но как только выпадает свободное время, мигом мчусь в деревню. Здесь у нас остался родительский дом. А неподалеку дача у брата.
Любит семья Сании Зигангараевны приезжать в родное Муллино. Вместе они ходят по грибы и ягоды, ухаживают за огородом, собирают урожай с домашних кустарников. А по вечерам собираются за большим столом и поют песни.
- Скучать в деревне некогда. Сегодня уже с утра мы сходили за грибами, набрали полные лукошки. Вчера собрала смородину, соки и компоты буду закатывать. А сейчас огурцы пойду солить, — делится планами на день женщина.
Раньше, по словам С.Гавриловой, Муллино было большой деревней. Много детей было, молодежи.
- Вон там у нас была ферма и красный уголок, — показывая рукой за деревню, говорит Сания Зигангараевна. – Там мы пропадали и днем, и вечером. С утра бежали на ферму родителям помогать, а вечером в красном уголке играли.
Помнит Сания Зигангараевна, как весело и дружно отмечали раньше праздники.
- Эти воспоминания на всю жизнь останутся, — говорит он. – На день деревни все дружно собирались, из других регионов даже приезжали наши земляки, бывшие соседи, одноклассники, друзья детства. Удивительно, но каждый помнит и узнает друг друга. Сейчас уже давно не собирались, но зато те, кто остался жить в деревне, по-прежнему живут одной семьей. Что не попросишь, всем помогут, подскажут. Вот и сейчас пойду к соседу, банку попрошу, чтобы огурцы солить.
Попрощавшись, Сания Зигангараевна пошла по своим делам, а я направилась к семье, которая, как мне сказали, занимается фермерством. Но, как выяснилось в ходе разговора, от фермерства Бекмансуровы отказались несколько лет назад и оставили только личное подсобное хозяйство ,в котором сейчас содержат коров и молодняк.
- Нелегко сейчас быть фермером, — говорит Варис Мударисович. – И дело даже не в физическом труде. Большие налоги, а бумажной волокиты сколько! Регулярно надо ездить в Юкаменское, в Ижевск по различным инстанциям. Столько времени на это уходит. А когда большое хозяйство, каждая секунда на счету. Поэтому решили отказаться от фермерства и жить просто для себя. Да и то не получается. Хозяйство у нас большое. Работаем мы только вдвоем. Спасибо односельчанам, которые никогда не отказывают в помощи.
У Бекмансуровых трое сыновей. У старшего уже своя семья, он живет в городе. Средний в этом году заканчивает колледж и собирается на службу в армию. Младший сын учится в школе.
- Сына жалко: играть ему в деревне не с кем, общаться тоже. Когда школу перевели на дистанционное обучение, он, как сам говорит, совсем одичал уже, — беспокоится за сына Валентина Николаевна.
Бекмансуровы, как все родители, мечтают, чтобы их дети были счастливы.
- Останутся ли они жить в деревне, или уедут в город, это их право. В любом случае мы их поддержим. Ведь это их жизнь, и только им самим ею распоряжаться, — считают супруги Бекмансуровы.
Напротив отчего дома С.Гавриловой живет Рамиль Гарабсеевич Бекмансуров. Живет мужчина один, сейчас нигде не работает, держит личное подсобное хозяйство, в котором содержатся лошадь и овцы.
Я обратила внимание на яркий палисадник возле его дома, залитый самыми разнообразными цветами.
- Сами увлекаетесь цветоводством? – удивляюсь я.
- Конечно, нет. Несколько лет назад я наконец встретил свою любовь, — откровенничает Рамиль Гарабсеевич.
К слову, женат мужчина не был, и детьми обзавестись не удалось. А несколько лет назад познакомился с женщиной из Глазова.
- Каждое лето и по выходным Назиля приезжает ко мне и тут живет. В городе она еще работает, поэтому приезжатьчасто не удается. Но я счастлив, что на старости лет нашел свою половинку, ведь у каждого человек, я считаю, должна быть семья. С Назилей Хабировной познакомилась и я. Она оказалась очень приятной и общительной женщиной и с радостью согласилась сделать снимок вместе со своим избранником возле цветов.
Распрощавшись на такой позитивной ноте, я отправилась домой. Уезжая из деревни, я думала о том, какие все-таки муллинцы молодцы. Несмотря на тяжелое положение в деревне, безработицу, бесперспективность, они продолжают жить и радоваться жизни. А главное – они уважают и ценят друг друга.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.