Меню
16+

«Знамя Октября». Газета Юкаменского района Удмуртской Республики

26.03.2021 07:16 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 26.03.2021 г.

Откуда есть родом наши предки

Исторические факты, события давно минувших дней у многих ныне живущих людей вызывают интерес. Из-за давности времени многие события в разных источниках рассматриваются с разных точек зрения. Но, наверное, в этом и главный интерес: сопоставлять эти мнения, изучать, выявлять какие-то неожиданные повороты в общепринятых суждениях. Вот и жительница с. Юкаменское М. Плетенева делится своей версией некоторых исторических фактов, касающихся нашего района.

В Российской империи 18 века одной из форм землевладения были казенные земли,и крестьяне казенных деревень платили земельный налог государству. А деревни, которые не были казенными, находились под управлением помещиков и бояр, они сами устанавливали различные сборы. Именно поэтому местное население — вотяки — говорили, что они были под гнётом государевых людей, которые помимо платы в казну государеву и в свой карман собирали.

В это время начинается постепенная христианизация населения вотской земли. Люди нуждались в храмах, поэтому начали строить церкви для крещённых удмуртов. Самая ближайшая церковь для населения нашего края находилась в Укане (Ярский район).

Вот как об этом в своей книге «В стороне Юкаменской» в разделе «У истоков» пишет Н.С. Бушмелев: «В декабре 1775 года выборные деревень Утаевской, Юберской, Дебинской Ермолай Абашев, Трифон Бабинцев, Тимофей Поторочин обратились за разрешением о постройке церкви, т. к. в Укан приходилось ездить за 70-80 верст, а весной и осенью из-за бездорожья, как они пишут, «лишаемы бываем церковного слова».

Разрешение на строительство церкви во имя Богоявления Господня было дано указом Священного Синода № 2443 от 24 октября 1776 года и определено место: в «казенном селении при речке Шолшурке».

Мне захотелось узнать, в каком месте Юкаменского района находились эта речка и то «казенное селение». Я забила в поисковике Яндекса «Река Шолшур в Юкаменском районе» и вышла река Солшур, которая существует и поныне. На этой речке стояли деревни Пиканы, Байкуши, Солшур, Мамлей. Все эти деревни уже не существуют в настоящее время.

В списках населенных пунктов за 1853-1873 годы написано, деревня Солшур стоит при речке Сылшур с семнадцатью дворами, а деревня Байкуши –на речке при ключе вверх Сылшурском, в деревне три двора. Деревни Мамлей и Пиканы стоят при речке Солшурке. Получается, в те времена одна и та же речка имела разные названия в зависимости от населенного пункта.

После ознакомления с такими архивными данными я думаю, что «казенное селение» находилось где-то на современной речке Солшур, воды которой бегут и теперь по нашему Юкаменскому району. В пользу этого мнения говорит и прошение о постройке церкви, взятое из Кировского архива и хранящееся в нашем музее. Там указывается река Сылшур.

Также в книге Н.С. Бушмелева есть фотография этого прошения, но точно прочитать название реки трудно, либо Сылшур, либо Силшур, потому что в то время русская азбука отличалась от современного алфавита.

Церковь на этой речке не построили, потому что «место при той речке к жительству не способно. Потому что помянутая речка под высокой и крутой горой прилегла самая малая, да и та зимой вымерзает, а ключей на горе и под горой поблизости не имеется,…жители переселились в иные места, а ныне на том месте кроме десяти душ более не находятся…иных деревень кроме черного леса не имеется».

через 15 лет в декабре 1791 года священнослужители Уканской церкви, которые должны были организовать строительство, пишут новое прошение Епископу Вятскому и Великопермскому Лаврентию. И в прошении предлагают новое « место самое выгодное под строение церкви… на Каменном Заделье, лежащее между реками, называемыми Лякмой и Ю, сверх того и ключ с горы течет,… исходотайствовать на оную землю выпись под названием села Ю-Каменского Богоявленского. Декабря дня 1791 года».

По указу Вятской духовной консистории 14 мая 1793 года вновь было разрешено построить церковь. Средства на строительство церкви собирали прихожане. Была построена деревянная церковь с главным престолом во имя Богоявления Господня.

В 1794 году в Юкаменье открывается самостоятельный приход из селений, ранее входивших в приходы сел Укан и Елово (оба в Ярском районе).

Все церковные служители были из Уканской Введенской Богородской церкви. Настоятелем храма стал священник Неофит Ильич Мышкин (в той церкви был дьяконом). Ему было 25 лет, его жене Наталье Николаевне – 24 года. У них были маленькие дети – Николай двух лет и дочь Наталья, которой не было и года. В Юкаменское вместе с ним приехали его отец Илья Мышкин — 47 лет с женой Ириной Порфирьевной 50 лет и их дети — дочь Агриппина 15 лет и приемная дочь Дарья 12 лет, впоследствии у Неофита Ильича с женой родятся еще 6 детей. В деревянной Богоявленской церкви прослужил Неофит Ильич священником до старости, а во вновь построенной каменной Троицкой церкви продолжил его дело сын — Петр Неофитович Мышкин.

Годом основания села Юкаменское принято считать 1791 год. Меня удивляет то, почему этот населенный пункт не развивался, хотя церковная служба уже шла. Наверное, у церковнослужителей дома стояли. О селе нет упоминаний ни в списках населенных мест Вятской губернии за 1802 год (хотя моя исчезнувшая деревня Сизево в этом списке обозначена в количестве трех домов), ни в ревизской сказке за 1816.Население села увеличивалось очень медленно, при переписи населенных мест за 1859-1873 г.г. указано всего 11 дворов (прошло более шестидесяти лет после первого упоминания о Юкаменском), а в 1924 – только 14 дворов, для сравнения с деревней Чурашур — там уже 58 дворов.

Р.S.Пройдет еще несколько десятков лет, наши деревни зарастут лесом, и люди будут искать то казенное селение, откуда были родом их предки.

маргарита плетенева.

с. юкаменское.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10